Театральный форум Театральный форум
отзывы и рецензии на спектакли, общение на театральные и околотеатральные темы, афиши, анонсы, статьи и т.д.
 
FAQ :: Поиск :: Пользователи :: Группы
Профиль :: Войти и проверить личные сообщения :: Вход 
БлогиБлоги    Мой БлогНовости из блогов

Регистрация
Николай Прядченко, артист балета, балетмейстер-репетитор

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Театральный форум -> Национальная опера Украины
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Gloriya

Редкий гость


Зарегистрирован: 24.06.2011
Сообщения: 7

Пол: Женский

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2011 - 10:32    Заголовок сообщения: Николай Прядченко, артист балета, балетмейстер-репетитор Ответить с цитатой

"Корсар". 23 июня.

Балет был в честь юбилея Николая ПРЯДЧЕНКА.

"… Чего стоило десятилетнему Коле Прядченко тогда, в 1961-м, перенести разлуку с домом! Общежития в хореографическом училище не было: за полгода мальчик поменял шесть частных квартир. Каждое воскресенье к нему приезжала мама, простая деревенская женщина, для которой любовь к искусству оказалась выше материнских чувств. Коля все ждал, что в очередной свой приезд мама скажет: «Все, сынок, поедем домой. Ты же еще такой маленький… » Но женщина целеустремленно шла вместе со своим сыном к мечте. И Николай Прядченко -- после долгих лет изнурительного и одновременно возвышенного труда достиг тех высот в балете, о которых мечтала его мама, скромная сотрудница сельского отделения связи. В 1983 году он получил звание народного артиста Украины. Перетанцевал всю балетную классику. Одного лишь Ромео танцевал 25 лет кряду. Вместо двадцати лет, как предусматривает трудовое законодательство, танцовщик отдал сцене тридцать три года своей жизни…"

Сегодня Николай Прядченко балетмейстер-репетитор Национальной оперы Украины им. Т. Г. Шевченка.
Было много цветов, оваций и поклонников балета. Обычно, артисты балета не любят говорить со сцены, и Николай не исключение, он сказал мало, но его слова остались в моей душе, я думаю, как же точно он выразил мысль. Поблагодарив семью, родных, труппу, он сказал: Спасибо всем вам, которые пришли сегодня в этот зал и дали мне почувствовать себя счастливым.
И я подумала, ведь точно, что такое счастье - это мгновение, миг, вершина, а затем опять продолжается жизнь. Я была тоже счастлива, что присутствовала на таком замечательном событии, я была как дома - настолько теплая и дружная атмосфера царила в зале.

Оркестр меня поразил. Отлично и слаженно играли. Дирижер - Алексей Баклан. Лучший балетный дирижер.

Все отлично танцевали, порадовала сцена "Оживленный сад", круто танцевал Лагунов (хоть бы его БТ не забрал)), Анна Дорош - прима! Вообщем все отлично справились, не смотря на то, что балет "Корсар" почти не идет в опере. Мы его полтора года ждали, приблизительно.)

Совсем не хочется писать о помарках..... Такой замечательный вечер мы вчера провели вместе! Спасибо вам, артисты балета!

(Впервые делюсь впечателниями на подобных форумах - потому не судите строго))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Trulyalya

истинно влюбленный в театр


Зарегистрирован: 18.04.2009
Сообщения: 966

Пол: Женский

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2011 - 20:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Любые зрительские впечатления неподсудны в силу своей объективной субъективности и равноправны в силу того же фактора. Можно принять в качестве ст.1 форумно-балетной конституции Smile

Предлагаю посвятить эту тему Николаю Прядченко, о нем статья недавно вышла в ныне самых балетно и культурно прогрессивных "Известиях" (а Ваш отзыв о спектакле также продублирую в теме, посвященной "Корсару")

статья:

Танцы на кончиках пальцев

13 июня артисту Национального театра оперы и балета Николаю Прядченко исполнилось 60 лет. В 1996 году карьера его сделала крутой вираж — он приступил к новым обязанностям балетмейстера-репетитора. Почему в балете ценится классическая русская хореография, а не трюки, ради чего танцовщики работают на износ и почему он чуть не сошел с ума от музыки Берлиоза, Прядченко рассказал корреспонденту газеты «Известия в Украине» Людмиле Ткаченко.

«Мне предложили танцевать, а не петь…»

известия: Что обычно желают балетмейстеру в день рождения? Больше новых спектаклей?

николай прядченко: Много спектаклей мне не надо. Взять их и не довести до совершенства — это не для меня. Я не люблю надкушенные яблоки. Я не могу сказать, какой спектакль сколько раз танцевал. Но знаю точно, что ни один мне не надоел, и всегда знаю, как сделать, чтобы он стал еще лучше. Поэтому мечтаю о том, чтобы и мои ученики с подготовкой новых спектаклей не забывали совершенствовать то, что уже умеют. Залог успеха танцовщика балета — только труд, обеспечивающий бесконечный прыжок вверх.

и: Как вы попали в балет?

прядченко: Случайно. В школе я хорошо пел, и кто-то подсказал маме, что меня можно попробовать «поучить на артиста». Вот так и получилось. Когда я приехал в Киевское хореографическое училище, понятия не имел о балете. В наше время даже в городе телевизор был редкость, а ведь я из села Винницкие ставы Киевской области. Видел в журнале какие-то фотографии — вот и все знания о балете. Поэтому я не мог тогда решать: нравится мне это или нет. И когда в училище мне предложили танцевать, а не петь, я согласился. Но, получив первые уроки, захотел, чтобы мама забрала меня домой. Однако позже понял, что без балета уже не смогу. Учителей у меня было много, и всем им я благодарен за науку. В школе это была Валентина Петровна Ефремова, она ученица Агриппины Вагановой, благодаря которой в советской балетной школе были сохранены и систематизированы вековые традиции классического русского балета. Последние два года моим педагогом был Владимир Андреевич Денисенко, у которого я занимался даже после окончания школы. После Киева я еще окончил балетмейстерское отделение Московского института театрального искусства им. Луначарского. И в 1968 году начал работать в театре артистом балета. На балетную сцену меня выводил балетмейстер Вионир Иванович Круглов. Но когда я стал балетмейстером-репетитором в театре, он все равно был рядом со мной и помогал мне. У нас с ним до сегодня сохранились хорошие отношения: он для меня был и остается опорой в жизни. Я многому у него научился.

и: Чем отличается современный балет?

прядченко: Нынешнее состояние балета — это умение танцовщиков увязать воедино настоящее, прошлое и будущее, соединить технику танца с музыкой, драматизмом и душой исполнителя. Балет — синтетическое искусство. Музыка дает ритм для танцовщика, темп, в котором он должен двигаться. Мелодия полна эмоций, которые помогают солисту балета выразить состояние героя, окунуться в спектакль. Но выучить движения и положить их на музыку — это еще не все. Важно не сбиться с ритма, что иногда происходит с оркестром. И если у нас в рояле или в оркестре идет фальшь, сбой получается и у солиста балета — ведь тело тоже «слышит» музыку и откликается на каждую ноту. Если сбивается движение, сбивается и внутреннее состояние, драматургическая основа, которую нужно преподнести зрителю. Во времена драматического балета больше внимания уделяли актерскому мастерству, а чистоте перехода движений, грамотности танца — меньше. То было иное время, у него свои достоинства, свои блестящие спектакли. Сегодня активно развивается техника, в центре внимания — чистота исполнения, академическая грамотность танца. Но это не исключает внутреннее актерское состояние. К сожалению, и это бывает нередко. Артисты, стараясь блеснуть техникой, забывают о художественном оформлении, внутреннем состоянии, которое создает образ.

и: Правда, что балет — это каторжный труд?

прядченко: Действительно, работа в балете для артиста — это полный износ. Но разве любовь нужно объяснять? И хотя балет — удовольствие через муки, балетные люди ненасытные, одержимые. Им хочется станцевать и то, и другое. Но они выступают не ради истории. Это их планета. Нет ни одной балерины, ни одного танцовщика, чтобы тело у них всегда было в комфортном состоянии. Человеческий организм имеет свои пределы и зачастую приходится перешагнуть через себя и «выбрать» из себя последние силы, чтобы исполнить задуманное на сцене. В этом случае не скажешь про удовольствие. Когда я танцевал, меня редко радовали дни, когда во мне ничего не болело. Как-то терпишь, свыкаешься с этим. Боль уходит на второй план, потому что есть цель. Балет дает артисту физическую выносливость. Но есть люди, которые травмировались и больше не смогли восстановиться. После подобного нельзя сказать, что балет дал им радость — здоровье потеряно.

и: Что же вас так привлекло в балете?

прядченко: Хотелось победы над собой. Главное — выйти на сцену и пройти грань преломления физических трудностей, душой и мышцами объединиться, слиться с музыкой. Это счастье, состояние какого-то фантастического перевоплощения не только художественного, внутреннего, драматического, но и перевоплощения тела, когда оно подчиняется музыке, откликается на каждый инструмент в оркестре. Когда я танцевал, когда сливался с музыкой и чувствовал, что моя работа не напрасна, это было для меня самым высоким удовольствием.



Призрак мастерства

и: Какие партии стали любимыми?

прядченко: Поверьте, все. Я перетанцевал практически весь репертуар нашего театра. Конечно, все партии разные. Но люблю каждую — они и не могут быть одинаковыми. Взять тот же «Спартак». Не помню, сколько раз танцевал его — 200 или 500 раз — но каждый раз с новыми оттенками танца. Немножко не в моем характере постановки, где техники больше, чем драматизма. Мне больше нравились спектакли глубокие, где ярче видна душа артиста. Тот же Красс — герой очень сложный, красивый, в котором постоянно нужно было что-то дополнять, убирать, дотягивать… Когда Анатолий Федорович Шекера поставил «Фантастическую симфонию» на музыку Берлиоза, я танцевал Лелио. Для меня как исполнителя, чтобы выразить себя полностью, достаточно было этого спектакля. Потому что я им буквально заболел, пока мы его выпустили. Думал, сойду с ума, потому что в нем много переходов от реального к потустороннему. Эти внутренние перепады настроения Берлиоза — от безумия до сознания и обратно — просто изматывали меня. Нужно было перестроить внутреннее состояние и выразить это в движении, внутренне пойти за музыкой. Во мне днем и ночью постоянно звучали эти аккорды, я не мог от них избавиться.

и: Существует украинская школа балета или нет?

прядченко: Своей национальной школы нет. У нас есть национальные особенности, сохранившиеся за счет традиций поколений. Педагоги у всех были русские, учились мы на примерах мастеров Большого, Кировского и зарубежных театров: все основано на русском классическом балете.

и.: Что вы можете сказать о фуэте? Его может исполнить каждый солист балета?

прядченко: В принципе, многие могут сделать. Я не отношусь к фуэте как к какому-то высочайшему достижению в хореографии. Это чистый трюк, который вставляется в балет для усиления эмоционального эффекта. Если учесть рост техники в нынешнем столетии, то даже в балете на льду многие танцовщики делают по три оборота в воздухе. Разве в XIX веке могли об этом мечтать? Нет, конечно, тем более о том, что кто-то на пальцах будет делать фуэте, если «пальцы», то есть пуанты, появились только в 1834 году. Поэтому я не отношусь к фуэте как к основе балета. Ведь Уланова не делала фуэте, но она не стала от этого хуже танцевать «Лебединое озеро». Плисецкая тоже не делала фуэте, но она была потрясающей Одиллией, которую, дай Бог, кому-нибудь еще повторить.

Публикация: http://izvestia.com.ua/ru/article/8049

_____________________

Статью перепечатала как есть. Хорошо, что пишут о балете. Надеюсь, еще усовершенствуются, и будут лучше вычитывать, с именами вроде Круглова это не совсем гут. Правда, имя необычное, может с революционным подтекстом, вроде Вилен, Нинель и т.д.

Кстати, не знаю как правильно, я представляла, что есть две разные должности в театре - балетмейстер-репетитор - тот, кто ведет определенный балетный спектакль или танцы в оперной постановке, репетирует его со всем составом и ответственен за его общее состояние и исполнение (собственно, в этом качестве балетмейстеры-репетиторы и указываются в программках). И что также есть должность педагог или педагог-репетитор, который постоянно занимается индивидуально с определенными солистами, которых наверное можно назвать его учениками. Может быть, в НОУ и индивидуальный педагог, и балетмейстер-репетитор, это одна должность?... В любом случае, насколько я понимаю, большинство солистов в этом "Корсаре" постоянно готовят свои партии с ним или занимаются под его руководством. По-моему, оптимальная форма юбилейного спектакля для педагога, так сказать, педагогический творческий отчет перед публикой.

апд. название статьи в "Известиях" тоже интересное - а можно ли сказать, что танцовщикам приходится танцевать "на кончиках пальцев"? Mdia У меня эта формулировка как-то исключительно с пуантами ассоциируется и соответственно только с женским танцем, в то время как мужской танец - большие прыжки, вращения, высокие поддержки из самых первых приходящих в голову ассоциаций, но никак не пальцы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gloriya

Редкий гость


Зарегистрирован: 24.06.2011
Сообщения: 7

Пол: Женский

СообщениеДобавлено: Сб Июн 25, 2011 - 5:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за статью.

на пальцах танцуют девочки.
У них даже пуанты "пальцами " называются)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Trulyalya

истинно влюбленный в театр


Зарегистрирован: 18.04.2009
Сообщения: 966

Пол: Женский

СообщениеДобавлено: Сб Июн 25, 2011 - 21:21    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Известиям" спасибо Smile
Возможно, под "танцами на кончиках пальцев" они имели в виду полупальцы...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Театральный форум -> Национальная опера Украины Часовой пояс: GMT - 2
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах